МАУ задолжала перед Спецфондом

 

 

Долг МАУ государственному Спецфонду перевалил за 100 млн. грн. Руководство компании утверждает, что задолженности нет и продолжает суды с государством.

Специфика долга именно этому государственному фонду порождает тройственную опасность. Помимо прямого экономического ущерба, это ослабление безопасности полетов и угроза спровоцировать конкурентов на аналогичное поведение.

Спецфонд – деньги не авиакомпаний, а пассажиров!

Чтобы разобраться, что происходит, надо понимать предназначение Спецфонда и всех его плательщиков. В соответствии со статей 12 Воздушного кодекса Украины для обеспечения реализации основных направлений государственной политики в сфере авиационной деятельности и использовании авиационного пространства страны, содержания и обеспечения деятельности уполномоченного органа по вопросам гражданской авиации с целью возложенных на него задач и функций, участия и представительства Украины в международных организациях и т.д. действует Государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных затрат на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях.

Платежи, подлежащие оплате в Спецфонд, являются обязательными для всех субъектов авиационной деятельности. Перечень, размер и порядок перечисления субъектами авиационной деятельности в Спецфонд регулируются Постановлением «О создании Государственного специализированного фонда финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях» от 28 сентября 1993 г. N 819. В соответствии с п.9 раздела 2: «Взимание государственной пошлины за каждого пассажира, который улетает из аэропортов Украины и за каждую тонну груза, которая отправляется или прибывает в размере, равном ставке сбора, получаемого из украинских эксплуатантов. Размер сбора составляет $2 с каждого пассажира.

По сути, это платеж пассажира государству, чтобы оно могло заботиться о безопасности полётов. Любая авиакомпания просто выступает в данном платеже передающим «устройством». Её функция — собрать деньги с пассажиров (путем включения в цену билета) и передать в Государственный бюджет (В соответствии с пунктом 43 статьи 28 Закона Украины «О внесении изменений в бюджетный кодекс Украины» от 16.10.2012 г. №5428 100% средств, перечисляемых авиаперевозчиками в Спецфонд, направляются в госбюджет страны).

Иногда перевозчики имеют некоторые задолженности по этим платежам, но стараются их гасить в разумные сроки, поскольку у Госавиаслужбы есть механизм влияния на должников. В случае наличия задолженности в государственном Спецфонде им не предоставляются права на новые маршруты (более того, заявки от проштрафившихся даже и не рассматривают). Что же делает МАУ?

Сто миллионов взяли у пассажиров, «забыли» передать государству

По информации Госавиаслужбы, по состоянию на октябрь 2015 г. наибольшим должником перед Спецфондом является МАУ, долг которой превышает 110 млн. грн. Эта компания прекратила перечислять средства в Спецфонд еще с декабря 2013 г. При этом она не перестала собирать их с пассажиров. Представьте, что вы принесли в кассу деньги за квартплату, а банк их не перечислил по назначению, а присвоил себе. Аналогичная ситуация складывается и с миллионами пассажирских денег для Спецфонда, «застрявшими» в МАУ.
Более того, МАУ начала кампанию против государства в судах. Часть исков были отклонены. Но некоторые суды МАУ удалось выиграть у государства в лице Госавиаслужбы. Как раз в период, когда её возглавлял Денис Антонюк, бывший директор по развитию маршрутной сети МАУ.

Так, 29 января 2015 г. Киевский апелляционный административный суд принял решение по делу № 826/11299/14 по иску ОАО «Международные авиалинии Украины» в Государственную авиационную службу Украины.
Предметом спора по делу выступала законность начисления Государственной авиационной службой Украины авиакомпании МАУ государственной пошлины в Государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях за период с сентября 2013 г. по май 2014 г. включительно в соответствии со ст.12 Воздушного кодекса Украины и Постановления Кабинета Министров Украины от 28 сентября 1993 г. №819 «О создании Государственного специализированного фонда финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях».

Ссылаясь на то, что суды еще не закончены, МАУ отказывается гасить многомиллионные долги перед государством. И, оставаясь столь глубоким должником, продолжала, вопреки закону, получать разрешения на новые направления от Госавиаслужбы, возглавляемой тогда все тем же Антонюком.

Более того, после скандальной отставки Дениса Антонюка, МАУ сохраняет своё влияние. Поскольку новый глава Госавиаслужбы имеет приставку в.и. о., то его в любой момент могут не утвердить на должности. О том, что происходит на заседании комиссии Госавиаслужбы, можно судить по видео, сделанному 29 октября 2015 г. Поскольку деятельность данного госоргана не является секретной, более того его открытость для журналистов и профобщественности пойдет только на пользу в противостоянии коррупции, то видео можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=6ftAztq8UI4

Профессионалам интересно будет пронаблюдать все нюансы процесса с начала до конца. А остальных просим обратить внимание на эпизод с 8.47 минуты.
МАУ продолжает добиваться разрешений на полеты, нарушая все правила честной конкуренции, утверждая, что «мы никому ничего не должны». Но более ста миллионов недостачи бюджета — не самое страшное в истории борьбы МАУ с государством.

Эффект снежной лавины

Важно обратить внимание на тот факт, что платежи в Спецфонд являются обязательными для всех субъектов авиационной деятельности, т.е. не только МАУ и другие национальные компании обязаны платить. Но и международные компании, летающие в Украину: Lufthansa, UTair, WizzAir, «Трансаэро», Turkish Airlines, Belavia, British Airways, KLM, Air France и другие. И все они платежи в Спецфонд безропотно перечисляют.
Общая сумма платежей всех (иностранных и национальных) авиакомпаний Украины за пассажиров составляет сотни млн грн. И это мы еще не учли платежи за грузоперевозки.

Теперь вернемся к решению Киевского апелляционного административного суда от 29 января с 2015 г. Этот суд иск МАУ удовлетворил: т.е. признал начисление сбора со стороны ГАСУ неправомерным. Зимой 2015 г. авиационная общественность во главе с Ассоциацией предприятий авиационной отрасли Украины пыталась обратить внимание чиновников, журналистов и общественности к угрозе такого решения. Сотни членов Ассоциации пикетировали админсуд в период заседаний по делу.

Фактически речь шла о том, что по решению суда авиакомпания МАУ освобождена от уплаты сбора в Спецфонд на сумму около 40 млн. грн. Для того, чтобы понять насколько значительная эта часть всего Спецфонда, достаточно упомянуть, что общая сумма сбора за 2014 г. составила всего около 120 млн. грн.

Но проблема глубже: представьте себе, что «примеру» МАУ последуют другие компании. Иностранные перевозчики еще с 1993 г. выражали, мягко говоря, недоумение по поводу этого сбора, но законопослушно его платят. Итак, представим себе, что данным прецедентом воспользуется любая другая компания, или даже все вместе. Это уже может привезти к коллапсу Спецфонда и моментально скажется на безопасности полетов (поскольку из него совершаются платежи за членство Украины в профильных международных организациях). А если авиакомпании, например, решат, что пример МАУ позволяет требовать и возвращения якобы незаконно собранных денег с начала существования фонда?

Авиационная общественность надеется, что после ухода Антонюка у государства найдутся квалифицированные юристы, способные отстоять интересы государства.

Но даже если государство выиграет все суды у МАУ, то все равно проиграет. Точнее уже проиграло, дважды. Во-первых, сам факт невозвращения денег в течение года, подобен беспроцентному кредиту. Многомиллионные суммы, собранные с пассажиров, оставались в распоряжении кампании. Во-вторых, даже при самом благоприятном исходе судебного разбирательства, государство уже потеряло до 2/3 первоначальной суммы долга МАУ в долларах из-за роста обменного курса. Соответственно, самим фактом судебного разбирательства, МАУ почти втрое уменьшила свои обязательства перед государством, основательно подорвав финансовые возможности профильного фонда.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.